Разъяснение аренды одного резервуара для нескольких компаний

Разъяснение аренды одного резервуара для нескольких компаний

Наша компания, осуществляя деятельность по оказанию юридических услуг, не редко проводит мониторинг изменений в действующее законодательство РК. В результате мониторинга встречаются ситуации, ставящие в тупик и требующее получение разъяснения.

Тема настоящей статьи посвящена изменениям в закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в частности возможности использования резервуара на базе нефтепродуктов двумя и более оптовыми поставщиками. В ранее действовавшей редакции пункта 5 статьи 19 закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» запрещалось использовать резервуар для реализации, а также хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов двумя и более физическими и (или) юридическими лицами. При этом за нарушение указанных ограничений статья 281 Кодекса РК об административных правонарушениях (КоАП РК) предусматривает ответственность с наложением соответствующего штрафа с конфискацией нефтепродуктов и/или доходов.

Следует отметить, что согласно закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 9 апреля 2016 года в ряд нормативно-правовых актов были внесены изменения, в том числе и в закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Так в рамках внесенных изменений пункт 5 статьи 19 указанного закона предусматривавший запрещение использование резервуара двумя и более был исключен. Из указанного следует, что закон РК регулирующий производство и оборот нефтепродуктов не запрещает использовать резервуар двумя и более лицами для реализации и хранения для последующей реализации нефтепродуктов.

Однако ныне действующая редакция статьи 281КоАП РК предусматривает ответственность за передачу в аренду, резервуара для реализации и (или) хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов одновременно двум и более лицам.

Следует обратить внимание на статью 10 Закона РК «О правовых актах», где предусмотрена иерархия нормативно правовых актов. Так соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

  1. законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
  2. конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
  3. кодексы Республики Казахстан;
  4. консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
  5. нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
  6. нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  7. нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
  8. нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
  9. нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
  10. нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Из указанной иерархии следует, что кодексы по своей юридической силе выше законов РК в связи с чем, статья 12 закона РК «О правовых актах» предусматривает, что в случае противоречий в нормативно-правовых актах разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Из чего следует вывод, что Кодекс РК об административных правонарушениях по своей юридической силе выше закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».

Таким образом, несмотря на исключение из закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» запрещений на передачу в аренду резервуаров двум и более лицам для реализации нефтепродуктов статья 281 КоАП РК предусматривая ответственность, запрещает соответствующую передачу в аренду резервуаров для целей реализации двум и более лицам. Резюмируя следует ответить на вопрос: допускается ли передача в аренду резервуара на базе нефтепродуктов двум и более лицам для реализации и/или хранения для последующей реализации нефтепродуктов?

Учитывая приведенные нормы действующего законодательства РК считаем, что передача в аренду двум и более лицам резервуара для реализации не допускается.